Барыга, нажми на тормоза! Дефицит новых авто неизбежен — Стройсайт

Барыга, нажми на тормоза! Дефицит новых авто неизбежен

Барыга, нажми на тормоза! Дефицит новых авто неизбежен

Власти России опять взялись за силовое регулирование коллапсирующей экономики. Очередной объект внимания чиновников — торговцы новыми автомобилями. Наценки на машины хотят ограничить на уровне 10%, а в качестве «пряника» правительство обещает вновь запустить программу льготного автокредитования. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) и объединение автопроизводителей вроде как договорились с Минпромторгом о снижении наценок на новые авто.

«Мы в процессе организации договоренности между РОАД и объединением автопроизводителей о том, что даже в периоды пикового спроса официальные дилеры будут ограничивать наценку на новые автомобили 10%. Такая наценка останется выгодной для автодилеров. Норма прибыли автопроизводителей — 5−6%. Считается, что норма наценки у официального дилера на новый автомобиль составляет 7−10%. Это позволяет официальному дилерскому бизнесу иметь приемлемую маржу», — заявил ТАСС некий «источник» в министерстве.

В последнее время СМИ явно намеренно «раздували» скандалы на тему так называемого «дополнительного оборудования», которым официальные дилеры дооснащают авто. Дескать, купить машину в заводской комплектации стало совершенно невозможно. Да, это так, но началось сие уже очень давно.

Более того, приобрести так называемую «базовую комплектацию» той или иной модели — авто с самым скромным мотором и минимальным набором заводских опций — практически невозможно. Уже лет десять как. Подобные версии всегда отсутствуют в наличии, да и заказать их крайне сложно. Теоретически это реально, но на практике — далеко не всегда.

В Европе, бесспорно, местные «официалы» тоже попытаются впарить вам комплектацию подороже, но ни о каком отказе поставить «базу» речи быть даже не может. В противном случае разгневанный покупатель «настучит» в местное представительство компании-производителя плюс подаст в суд. Мало не покажется: и дилерства могут лишить, и за моральный ущерб придётся заплатить, причём астрономическую сумму.

В России суды вообще не принимают иски о моральном ущербе, а если таковой и фигурирует в материалах дела, в лучшем случае выпишут издевательскую тысячу рублей. Да и то не всегда. Добиться лишения дилера официального статуса тоже практически невозможно. Даже если задокументированы факты самых тяжких злоупотреблений и нарушений правил, установленных компанией-производителем, бизнесменам как-то удаётся всё спускать на тормозах. В таких тепличных условиях официальные дилеры творят что хотят.

«Нет, этой комплектации нет и в ближайшее время не будет. Нет, заказы на неё временно не принимаем. Когда будем принимать, не знаю. Мы ничего и никому не обязаны, что там на сайте представительства нас не интересует. Машины есть в наличии, приезжайте. Да, намного дороже. Зато в наличии. И комплектации хорошие плюс дополнительное оборудование, а зимние шины в подарок», — это автор пытался выступить в роли покупателя бюджетного седана французского производства.

Печально отнюдь не это, к такому все давно привыкли. Ровно как и к «разводилову» на дополнительное оборудование. Самое поганое то, что установлено оно через известное место.

«Деньги были, „развели“ меня, конечно, прилично, но большую часть из этого я и так собирался ставить. Вот только как всё установили… Монтировали парктроники — оборвали все клипсы на бамперах, в салоне то же самое, панели теперь стоят криво. Электрика „на соплях“, вместо разъёмов скрутки, даже не заизолированные, всё глючит и отваливается. Камера заднего вида на днях вообще выпала и на проводах болталась. А эти ещё хамят и пытаются „перевести стрелки“, дескать, я сам виноват. Два месяца с ними воюю, уже не рад, что продал прежнюю машину и купил новую, та была ещё не старая, и могла поездить», — жалуется владелец новенького японского кроссовера.

В аналитическом агентстве Gruzdev-analyze посчитали, что в России не хватает более 67 000 автомехаников. И таковые в обозримом будущем не появятся, так как система подготовки технических кадров напрочь уничтожена. Государству это просто не нужно, чиновники озабочены совсем иным, чем — известно каждому.

«Набрать абы кого можно. Можно платить по 120−150 тысяч рублей в месяц. Но способны ли такие кадры действительно отремонтировать автомобиль?» — задаёт риторический вопрос глава агентства Александр Груздев.

Не способны. Те, кто ответственно подходит к своему делу, просто уходит с рынка и меняет сферу деятельности.

«Пришлось закрыться, хотя СТО у меня была неплохая — десять постов, включая два по автоэлектрике. Платил прилично, даже выше рынка, а ряд „дефицитных“ специалистов зарабатывали не меньше, чем я сам. Но „текучка“… Кого-то переманили, кто-то переехал и ему стало неудобно добираться до работы, иные и на пенсию ушли, у меня хватало старых кадров, новых-то нет, особенно такого уровня. И в один прекрасный момент я понял, что фирму придётся закрывать. Пошли рекламации, набранные (на приличные деньги!) механики стали „косячить“, хамить начальству и клиентам. Дескать, мы тут незаменимые. Мне это надоело», — рассказывает бывший владелец автосервиса Сергей.

У официальных дилеров ровно та же самая ситуация, автомехаников просто нет, а уж более-менее грамотный автоэлектрик ныне совершенно ненаучная фантастика. Да и не рвутся действительно качественные специалисты к «официалам», предпочитают работать самостоятельно, а не на «дядю».

Это, так сказать, рыночная ситуация. Расходы на квалифицированный персонал у дилеров растут, иные затраты тоже. И это не только ЖКХ и аренда, если помещение съёмное (чаще своё). Рост ставок по банковским кредитам также не способствует уменьшению маржи с каждого проданного автомобиля, поэтому запретительные меры могут лишь усугубить ситуацию.

Никакой жалости к автобарыгам, простая логика. Да, пока идёт рост продаж, люди пытаются как-то пристроить стремительно дешевеющие рубли. Но в целом покупательная способность населения катится в пропасть, и «официальные» автосалоны, бизнес которых будет «зарегулирован», вскоре уйдут за грань выживания.

Данный процесс усугубляется ещё и тем, что мировые автопроизводители потихоньку покидают наш рынок. Помимо Ford из России уехали Opel и Honda, есть опасения, что процесс продолжится. Более того, оставшиеся (пока!) компании максимально сузили модельные линейки, представленные на российском рынке, что тоже не способствует бизнесу официальных дилеров.

«Автосалоны будут закрываться и перепрофилироваться в „серых“ дилеров, иначе не выжить. Останутся только крупные участники рынка, да и то не все, вспомните недавнюю историю с „Рольфом“. В целом ничего хорошего я не вижу. Хотя, и плохого, наверное, тоже. Уж больно зажрались „официалы“. Да и уровень сервиса падает, а цены на ТО растут. Зайдите на любой форум по любой марке и модели, кроме как ОД (непечатное выражение) иных отзывов вы там не увидите. Но есть и объективные причины, с которыми они никак справиться не могут. Например, „официалы“ не имеют права продавать „неофициальные“ авто», — считает совладелец одной фирмы по торговле машинами.

Много лет россиян приучали к Ford Focus, машина, действительно, неплохая. С Opel Astra та же история. И где они нынче теперь? Понятно где — у «серых» дилеров. Аналогичная история и с теми авто, которые к нам не возят, например, Toyota Land Cruiser J70, Toyota Tacoma, Toyota Tundra, Nissan Patrol Y61, Chevrolet Silverado, Ford F-250 / 350 и т. д. Тоже продаются, но не официально.

С обещанной правительством программой льготного (с госсубсидиями) автокредитования всё непросто. Во-первых, по срокам.

«По льготному автокредитованию мы будем принимать решение на границе первого и второго квартала 2022 года. Сейчас мы все средства направляем на стимулирование локализации», — вещает всё тот же самый анонимный «голос» Минпромторга.

В данном случае «голос» несёт чушь. Никакой «локализации» нет и не предвидится. Рассуждения того же самого «источника» про то, что у АвтоВАЗа «все производится здесь» — не меньшая нелепость. Чиновник, видимо, не в курсе, что вся электрика и электроника привозная. И не только. В целом, по выпускаемым в Тольятти авто доля привозных комплектующих не менее 50%, и она постоянно растёт. Конвейер долго простаивал после того, как компания Bosch прекратила поставки своей продукции на завод. Вместо качественной электрики на машины теперь ставят, выражаясь языком автофорумов, «лютый Кетай».

Своей нет — уничтожили. Причём уже путинские ребята. С середины 90-х завод «Квант» производил электронные блоки управления «Январь-4.1». Они и сегодня популярны у автолюбителей, славятся своей надёжностью, простотой и возможностью перепрограммирования. Но в 2008-м предприятие обанкротили, оборудование сдали в чермет, а производственные площади — в аренду под склады.

Это и есть во-вторых. Будут ли отечественные авто, покупку которых хотят субсидировать, — очень хороший вопрос. Ещё парочку запретов на поставки — и конвейер снова встанет. А там, глядишь, французов додавят, и те спихнут России обратно завод на Волге. В виде «недвижимости», ведь всё локализованное производство ими уничтожено. Но за огромные деньги. И едросы заплатят, перед иностранцами они привыкли заискивать. Прецедент есть, те же французские «Мистрали».

ГАЗ, кстати, тоже встанет, ровно как УАЗ, КамАЗ и всё остальное. По той же самой причине — отсутствие автокомпонентов.

«Серые» дилеры, отсутствие гарантии на машины, криворукие мастера и проблемы с запчастями — вот «светлое» будущее российского авторынка. Причём настанет оно уже завтра. Деньги у населения заканчиваются, чиновники давят официальных дилеров, а иностранцы «закрывают» страну.