Экономисты взвесили возможность новых разовых выплат россиянам — Стройсайт

Экономисты взвесили возможность новых разовых выплат россиянам

Президент Путин поручил правительству обеспечить в 2022 году рост реальных располагаемых доходов россиян на уровень не менее 2,5%. «Эту задачу обязательно нужно решить», — заявил президент. Какие конкретно меры должен принять кабинет министров, чтобы добиться такого результата, и достижим ли вообще этот показатель, мы спросили экономистов.

Экономисты взвесили возможность новых разовых выплат россиянам

В ходе прошедшего накануне совещания по экономическим вопросам Владимир Путин напомнил, что уже принято решение по дополнительной адресной поддержке наиболее уязвимых категорий граждан, проведены разовые выплаты пенсионерам и семьям, в которых растут школьники, проиндексированы пенсии, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум. Кроме того, по фактической инфляции был также проиндексирован материнский капитал, добавил глава государства. Все это было сделано благодаря сложившемуся в прошлом году профициту федерального бюджета.

Реальные располагаемые доходы населения выросли в 2021-м на 3,1%, после падения на 3,5% по итогам коронакризисного 2020 года. Помимо эффекта низкой базы, тут сработал еще и фактор масштабных единовременных выплат различным категориям граждан. Но каких шагов гражданам ожидать от государства в текущем году, чтобы их доходы достигли обозначенной президентом цифры реального прироста ?

Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий: «Задача поднять доходы на 2,5% выглядит посильной, но она требует более системного подхода в работе правительства. Динамика реальных располагаемых доходов населения – это наглядный социальный индикатор того, что происходит в макроэкономике. Здесь мы пока отстаем от показателей 2013 года на 6-8%. 

Чтобы обеспечить рост на 2,5%, требуется несколько условий. В частности, правительство и Центробанк должны следить за тем, чтобы не росла долговая нагрузка россиян, темпы роста необеспеченного кредитования.

Кроме того, нельзя поднимать тарифы ЖКХ выше уровня инфляции, и в этом смысле государство обязано сдерживать аппетиты региональных операторов, стараться максимально унифицировать и контролировать эту сферу. Не исключено также, что понадобятся новые единовременные выплаты, прежде всего, семьям с детьми, поскольку на эту категорию приходится 80% всех малоимущих в России. В 2020 году доля социальных трансфертов в структуре реальных располагаемых доходов составила 21,8%, в 2021-м – на один процентный пункт меньше. Это пропорцию надо обязательно сохранить.

Что касается вопроса, пойдут ли власти на дополнительную индексацию пенсий, то его решение, по законодательству, будет зависеть от динамики роста потребительских цен. А вообще, одной лишь индексацией нельзя ограничиваться: у нас за последний год коэффициент замещения утраченного заработка снизился с 30% до 28,5%. А на уровень инфляции, среди прочего, будут влиять итоги посевной кампании в стране: плохой урожай обернется настоящим шоком со стороны предложения во второй половине года, что подстегнет продовольственную инфляцию. Если это случится, у реальных доходов шансов подняться не будет».

Игорь Николаев, доктор экономических наук: «Думаю, в 2022 году мы не дождемся милости от государства в виде единовременных выплат. Выборы в Госдуму прошли, к чему теперь тратить на это по полтриллиона рублей? Достичь показателя по росту реальных доходов в 2,5% будет чрезвычайно сложно еще и из-за высокой базы: по итогам прошлого года они увеличились на 3,1%, после резкого проседания в 2020-м. 

Надо поднимать, развивать экономику, тогда будут расти доходы предприятий, а значит, и фондов оплаты труда. Что касается инфляции, то справиться с ней, снизить инфляционные ожидания не удастся. Хотя бы потому, что вербальные интервенции со стороны властей, все эти прогнозные цифры (5-6% по итогам года) на людей не действуют. Поручение высшего лица – еще не гарантия выполнения. Об этом свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что в 2020 году, в соответствие с новым указом Путина, сроки достижения главных национальных целей были сдвинуты с 2024 года на 2030-й».

Николай Переславский, сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute: «Рост реальных располагаемых доходов – это прирост доходов после всех выплат гражданина, от ЖКХ до кредитов и налогов. То есть если инфляция останется на текущих уровнях (около 9%), то, по идее, доходы населения должны увеличиться почти на 12%. 

Однако такой сценарий выглядит крайне сомнительным даже на фоне новостей о том, что крупные корпорации повышают оплату труда сотрудников на 8-10%. В большинстве своем эти корпорации являются экспортерами: одни продают удобрения, другие — металлы, третьи — энергоресурсы. Соответственно, с учетом возросших доходов, причем валютных, им это сделать проще.

Индексация зарплат госслужащих, врачей, учителей если и будет произведена, то вряд ли на 12-14%. Так что властям остается одно – как-то «рисовать» итоговые показатели. Особенно захватывающим этот процесс станет в случае мирового экономического кризиса, или серьезного военного конфликта на Украине, который приведет к максимальному ужесточению антироссийских санкций».