Как «зажигают» на Ивана Купалу: Игры в любовь на берегу реки. ФОТО - Стройсайт

Как «зажигают» на Ивана Купалу: Игры в любовь на берегу реки. ФОТО

Как «зажигают» на Ивана Купалу: Игры в любовь на берегу реки. ФОТО

1 / 23

 Фото: Anvar Galeev/Russian Look/Global Look Press

В Полесье с рассветом Иванова дня, крестьянки выбирали из своей среды самую красивую девушку, обнажали её и опутывали с ног до головы гирляндами из цветов; затем отправлялись в лес, где «Дзевко-купало» (так называют избранную девушку) раздавала своим подругам заранее приготовленные венки. К раздаче она приступала с завязанными глазами — в то время, как вокруг неё девушки водили весёлый хоровод. По тому, какой венок кому достанется, гадали о своей будущей судьбе; свежий венок сулил богатую и счастливую жизнь замужем, а венок сухой, увядший — бедность и несчастливый брак.

Иван Купала — народный праздник восточных славян, отмечаемый 24 июня (в ночь с 6-го на 7 июля), посвящённый, по мнению исследователей, летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель (с греческого как «купатель, погружатель»). Выбор именно глагола купать для перевода эпитета «креститель» был обусловлен и собственно славянскими представлениями: праслав. kǫpati обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах.

В этот день было принято молиться святому Иоанну Крестителю при головной боли и за детей. Ночь на Ивана Купалу заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца: на севере русские чаще в банях, а на юге — в реках и озёрах. Ближе к закату, на возвышенностях или у рек, разжигались костры. Порой огонь добывали древним способом — трением дерева о дерево.

В Древней Руси ходило поверье, что в ночь на 7 июля нельзя спать. Праздник летнего солнцеворота — день, а главным образом ночь, когда все потусторонние силы — оборотни и ведьмы, змеи и русалки, лешие и водяные, домовые и колдуны — выходят к людям. Чтобы не попасть под их власть, следует шуметь и веселиться, отпугивая нечисть.

По мнению фольклориста В. К. Соколовой, среди восточных славян в наиболее «архаичной» форме праздник сохранился у белорусов. Украинцы также сохранили основные древние элементы, но в XIX веке они видоизменялись и изменяли смысловое значение. Русскими же основные элементы купальских обрядов были или забыты, или перенесены на другие праздники (Троицу, Петров день). Белорусы в центре купальского костра ставили столб, на котором сверху крепилось колесо. Иногда на колесо клали конский череп, называемый «ви́дьма» и сбивали в огонь, где он и сгорал; после чего молодёжь веселилась, пела и плясала у костра. В Белоруссии по всем дворам собирали старые ненужные вещи и вывозили их на выбранное для торжества место (опушку, поляну, высокий берег реки), где они позже сжигались.

В ночь на Ивана Купалу выбирались «суженые» и совершались брачные обряды: прыганье через костёр взявшись за руки, обмен венками (венок — символ девичества), поиски цветка папоротника и купание в утренней росе. В этот день «опахивались сельские дороги, чтобы „сваты скорее приезжали“, или прокладывали борозду к дому парня, чтобы он быстрее посватался».