Российский авторынок попал в долговую пробку: продажи стремительно падают — Стройсайт

Российский авторынок попал в долговую пробку: продажи стремительно падают

Отечественный автомобильный рынок не перестает удивлять своими парадоксами. С одной стороны, количество автокредитов, взятых населением на покупку собственного средства передвижения в прошлом году в очередной раз побило рекорды; с другой — продажи персональных «железных коней» падают на глазах. Виной тому сумасшедший рост цен, вынуждающий россиян массово пересаживаться на общественный транспорт.

Российский авторынок попал в долговую пробку: продажи стремительно падают

Пандемия коронавируса и геополитические перипетии не смогли отвлечь россиян от желания обзавестись собственным транспортным средством. В прошлом году количество выданных банками автокредитов выросло на 16%. В рамках таких займов было заключено около 910 тыс соглашений на сумму более 960 млрд рублей. В рублях прирост за год составил почти 50%. Однако, если в начале 2021 года продажи машин заметно увеличивались, то ближе к осени они стали стремительно падать. В 2022 году тенденция продолжилась и в январе было куплено почти на 4% новых автомобилей меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Судя по всему, собственный автомобиль в России снова превращается из банального средства передвижения в предмет роскоши. Приобретение самого дешевого нового «железного коня» обходится любителям быстрой и комфортной езды в 2 млн рублей, что можно сравнить с половиной стоимости однокомнатной квартиры на территории Новой Москвы. По оценке БКИ «Эквифакс», средний чек, то есть размер выданного кредита на покупку авто, повысился на 30% — до 1,2 млн рублей. Темпы роста стоимости машин вдвое, а местами и втрое обгоняют инфляцию. В среднем по итогам прошлого года новая легковушка в нашей стране подорожала на 20%, а с учетом различных накруток, которые повсеместно применяют дилеры, цена машин подскочила на все 35-40%.

По мнению начальника управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василия Карпунина, очевидно, что темпы подорожания автомобилей значительно опережают рост реально располагаемых доходов населения. Кроме того, сказывается удлинение срока поставок новых машин. В связи с распространением «Омикрона» и повышенной заболеваемости коронавирусом среди персонала, мировые лидеры автопрома, главным образом из Китая и Японии, начали закрывать свои производственные линии. Дефицит новых машин также стал причиной роста цен и подобная динамика рискует затянутся на несколько лет. Многим заводам пришлось пересматривать производственные планы, а торговые салоны пошли на различные ухищрения, чтобы сохранить рентабельность бизнеса. В частности, усовершенствовали базовые комплектации машин дополнительными опциями, что также отразилось на конечной стоимости средств передвижения.

Еще одним фактором, приведшем к подорожанию личного транспорта, стал масштабный дефицит микрочипов, облегчающих водителям управление автомобилем. Производством таких микросхем занимаются в основном азиатские и американские фирмы, объемы производства которых зачастую не удовлетворяет даже внутренний спрос. Как отмечают эксперты исследовательской компании Boston Consulting Group, в прошлом году из-за дефицита полупроводников выпуск новых автомобилей в мире сократился на 9 млн штук.

Как полагают аналитики, в первой половине этого года объемы автокредитования на российском рынке продолжат увеличиваться. «Если есть возможность взять кредит на машину, почему бы этим не воспользоваться. Существуют льготные программы для приобретения автомобиля. Если рост цен продолжится в будущем, то автомобиль, купленный сейчас, несомненно, выйдет намного дешевле – даже с учетом начисленных банком процентов», — полагает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Между тем существенный рост продаж очередные займы вряд ли стимулируют. По крайней мере, парк новых личных машин пополнится незначительно. Россияне все чаще обращают свое внимание на вторичный рынок и массово отказываются от покупки более современных «железных коней». По прогнозам специалистов, вследствие роста суммарных расходов на содержание машины (покупка, бензин, страховка, ТО и так далее), средний срок владения автомобилем в нашей стране вырастет до 7,5 лет. Дороговизна эксплуатации персонального транспортного средства будет вынуждать население активно пересаживаться на общественный транспорт. «Сильного падения цен на авто ждать не стоит. Проблемы с перебоями поставок сохраняются, так что избыточное предложение, которое бы сбило уровень цен вниз, в ближайшей перспективе не предполагается», — уверен Карпунин.