Россияне набрали кредитных карт, чтобы наесться — Стройсайт

Россияне набрали кредитных карт, чтобы наесться

В России увеличился спрос на кредитные карты. С их помощью граждане, опасаясь высокой инфляции и пандемии, наперебой раскупают впрок товары первой необходимости, бытовую технику и электронику. Бонусы и кешбэк отошли на второй план. В приоритете — длинный льготный период: все чаще карты берутся, чтобы без процентов занять у банков до зарплаты.

Россияне набрали кредитных карт, чтобы наесться

Фото: pxfuel

По данным ОКБ, в декабре 2021 года россияне впервые открыли более 2 млн кредитных карт за месяц — банки выдали им 2,1 млн штук. Это на 10% больше, чем в ноябре прошлого года, и на 60% больше год от года. В целом по итогам 2021 года объем рынка вырос на 50%, до 17,1 млн кредитных карт. В минувшем декабре зафиксирован еще один рекорд: средний лимит по кредитной карте вырос до 87 тыс. руб. против 82,5 тыс. руб. в ноябре и 66,1 тыс. руб. в декабре 2020 года.

По мнению экспертов, рекорды состоялись благодаря ряду факторов. Больше других спрос на кредитки подстегнули повышенные инфляционные ожидания, стимулирующие потребительскую активность. Скачок цен в магазинах, наблюдавшийся в конце прошлого года и в начале этого года, заставил людей покупать многие товары впрок. А если своих денег не хватало, на помощь приходили кредитки.

Как сообщил «МК» аналитик банка «Хоум Кредит» Станислав Дужинский, чаще всего деньги с кредитных карт тратятся на продукты питания, одежду, обувь и товары для дома. В сегменте карт рассрочки на первом месте и в 2021-м, и в 2020 году находятся товары для дома. На втором — продукты питания. А на третье место в 2021 году вышли покупки смартфонов и прочих гаджетов, до этого его занимали траты на одежду и обувь (опустились на 4-е место).

По оценке заместителя директора департамента розничных клиентских решений и цифрового бизнеса Росбанка Лидии Кашириной, изоляция и ограничения, связанные с пандемий COVID-19, вызвали кратный рост онлайн-покупок: «Изменились привычки обладателя кредитной карты — доставка продуктов питания на дом, использование и оплата онлайн-сервисов и услуг (спорт, обучение, хобби) почти полностью ушли в онлайн». Кроме этого, по мнению Кашириной, сказалось  снижение реальных доходов населения: соответственно, возросла потребность в дополнительных деньгах.

Рекорды состоялись и благодаря усилившейся конкуренции. Банкиры предложили клиентам ряд интересных продуктов. Особенно востребованными оказались карты рассрочки и карты с длинным льготным периодом (более 3 месяцев). «Для многих людей кредитная карта становится не столько транзакционным инструментом, сколько запасным кошельком, возможностью занять у банка в непредвиденных ситуациях или при нехватке собственных средств», — отметил старший бизнес-лидер направления кредитных карт банка «Открытие» Федор Портных.

По его словам, основные усилия банков сейчас направлены на упрощение процесса выдачи кредитной карты: отменяются требования о предоставлении документов о доходах, сокращается количество запрашиваемых у клиентов данных, предлагается возможность оформить карту в 1 клик в мобильных приложениях банков. Это обеспечивает устойчивый рост «виртуальных» карт, которые можно сохранить в телефоне и сразу же воспользоваться, не дожидаясь доставки физического пластика.

Еще один интересный тренд — практически все лидеры рынка кредитных карт перешли на индивидуальное ценообразование на основе риск-профиля клиента. Таким образом, заемщик получает ставку в зависимости от его кредитной истории и платежеспособности. Как правило, получение заработной платы в банке благотворно сказывается на уровне риска, поэтому зарплатные клиенты получают более выгодные кредитные предложения от банков.

При выборе банка и кредитного продукта Федор Портных советует в первую очередь узнать стоимость обслуживания карты. Все чаще банки предлагают бесплатное обслуживание карты при соблюдении ряда условий. Например, карта может быть бесплатной при покупках от 5 тыс. руб. в месяц. Иногда банки предоставляют скидку на обслуживание карты в первый год ее использования. При выборе продукта с увеличенным льготным периодом нужно уточнить, потребуется ли вносить по ней ежемесячные платежи? Часто это обязательное условие для действия льготного периода. Также важно узнать условия снятия наличных с карты, комиссии или какие-либо ограничения суммы получения денег с карты в месяц, распространение льготного периода на снятые кредитные средства.

Не забудьте об удобстве и простоте получения карты. Современный банк сможет оценить надежность заемщика на основании оставленной в заявке информации, данных из бюро кредитных историй и не станет запрашивать большого количества документов, в том числе подтверждающих доход. А карту моментально выпустит в приложении или быстро и бесплатно доставит в удобное клиенту место и время.

По словам Лидии Кашириной, сейчас клиенты часто обращают внимание на уровень сервиса в мобильном приложении (доступность, прозрачность, удобство, отсутствие сбоев, многофункциональность в части полной замены визитов в допофисы).

Станислав Дужинский при выборе банка и продукта рекомендует оценить преимущества, которые можно получить от использования карты. Например, если по ней доступен длинный беспроцентный период, возможность получать кешбэк за покупки и при этом бесплатное обслуживание — на такую карту точно стоит обратить внимание.