Якоб Исроэль де Хаан: Одна из самых удивительных фигур в еврейской истории - Стройсайт

Якоб Исроэль де Хаан: Одна из самых удивительных фигур в еврейской истории

Якоб Исроэль де Хаан: Одна из самых удивительных фигур в еврейской истории

На протяжение своей жизни он был преподавателем права, журналистом, марксистским публицистом социал-демократического толка, известным писателем и поэтом, пишущим на языке Нидерландов. Он изучал и принял в конце жизни ортодоксальную версию иудаизма, стал одним из лидеров еврейской общины в Палестине, негативно относился к сионистам и был за это ими убит.

Якоб Исроэль де Хаан родился в Нидерландах в Клоостервейне — деревне в провинции Дренте в 1881 году, в традиционной еврейской семье. Он был младшим из восьми детей и получил религиозное еврейское образование. Тем не менее, постепенно он отходит от религиозной ортодоксии, посвящая себя светским занятиям. В Амстердаме в 1900-е годы он изучает право, а затем начинает преподавательскую деятельность в этой области. Одновременно пробует себя в литературе и вращается в литературных кругах. И наконец — третье увлечение — идеи социал-демократии и марксизма: по своим политическим взглядам Якоб Исраэль де Хаан становится в 1900-е годы социал-демократом и сотрудничает в социалистическом журнале.
В 1904 году выходит его роман «Трубы», принесший ему скандальную известность, в 1908 году увидел свет второй роман — «Патологии». Проблема заключалась в том, что в его литературном творчестве были обнаружены гомоэротические мотивы.

Сегодня это только помогло бы карьере европейского писателя, но в те времена все было по-другому. Хотя Нидерланды были уже в начале 20-го столетия одной из самых либеральных стран, публикация подобных сочинений вызвала скандал и привела к разрыву отношений между де Хааном и некоторыми его коллегами и знакомыми.
Тем не менее, благодаря своей литературной деятельности и политическим текстам, де Хаан становится довольно известен. Причем, известен не только как писатель, но и как политический публицист, и как поэт — его стихи привлекают внимание соотечественников.

В 1910 он направляется в Россию в качестве посланника королевы Нидерландов Вильгельмины. Это была гуманитарная миссия с целью ознакомиться с положением заключенных тюрем царской России. Среди них было множество революционеров еврейского происхождения и их бедственное положение произвело на де Хаана сильное впечатление.
Вероятно, общение с узниками-евреями вызвало у него интерес к собственному происхождению и еврейской общественной жизни. Первоначально это проявилось в том, что он увлекся идеями сионизма. Де Хаан отправляется в Палестину и принимает участие в деятельности сионистских поселенцев, чья численность в конце 1910-х годов вряд ли превышала 100−150 тыс человек. В условиях нарастающей напряженности между арабским населением и еврейскими поселенцами, де Хаан сначала занимает жесткую просионисткую позицию, делает резкие высказывания в адрес арабов. Но затем все меняется.

В Палестине, наряду с сионистскими организациями и поселенцами (новый ишув) существовала с незапамятных времен община евреев-традиционалистов, придерживавших строгих правил иудаизма. Собственно, еврейское присутствие в Палестине никогда не прекращалось и поддерживалось, прежде всего, усилиями этих людей. Однако, их (и традиционного иудаизма) отношение к сионистам и к будущему (ныне существующему) государству Израиль было (и у значительной их части остается) негативным.
Сионисты хотели построить в Палестине еврейское государство.

С точки зрения еврейской мистики, попытка создания в Палестине такого государства до прихода Мессии является опасным и вредным для евреев и даже для всей планеты мероприятием. Мессия (Машинах) призван преобразовать вселенную, а не дискриминировать арабов-палестинцев, выгоняя их из их сел и городов. Российский исследователь иудаизма, Йоэль Матвеев указывает на то, что «создание еврейского государства человеческими руками подрывает веру в сверхъестественное мессианское избавление.

Именно это, а не светский характер государства Израиль, лежит в основе наиболее распространенных форм еврейского религиозного антисионизма, хотя в истории известны и религиозные критики сионизма слева, из общечеловеческих этических соображений, порой считавшиеся себя культурными сионистами, сторонниками создания еврейского мирового культурного центра в Палестине при соблюдении равноправия палестинцев и без попытки загнать в Палестину всех евреев".

Существует широко распространенное мнение, что сионизм и иудаизм тождественны, или что политика государства Израиль выражает интересы и надежды всех евреев. Это утверждение ошибочно. Многие евреи критиковали сионизм как с религиозных позиций, так и потому, что осуждали его отношение к палестинским арабам и возмущались дискриминацией последних.

Были и другие, не менее важные причины того, почему старый ишув, то есть традиционные верующие евреи, негативно относились к сионизму. Иудейские традиционалисты неплохо жили в нескольких городах Палестины, давно интегрировавшись в местное общество. Попытка сионистов построить еврейское государство неизбежна вела к столкновениям между евреями и арабами, чего старый ишув всеми силами стремился избежать.
…В то время Де Хаан знакомится с Равом Йосефом Хаимом Зоненфельдом, лидером антисионистски настроенной части старого ишува, и становится его секретарём. Именно этот человек обеспечивает переход Де Хаана к традиционному иудаизму. В каком-то смысле Де Хаан прошел полный круг, вернувшись к тому, с чего началась его сознательная жизнь. Этот консервативный поворот, однако, не привел его к отказу от прежних социал-демократических убеждений.

Проблемой старого ишува было то, что его члены, хорошо разбиравшиеся в тонкостях религиозной философии и Талмуда, не имели никакого дипломатического опыта и не знали, как им повлиять на текущую политику. А вот у де Хаана такой опыт был. Он вращался в светских кругах среди политиков и писателей, владел разными языками.
Де Хаан начинает играть в традиционалистский общине видную роль. Благодаря своим общественным связям и дипломатическим талантам он смог установить контакты с Лигой Наций и эмиром Трансиордании Абдаллой ибн Хусейном и вел с ними переговоры от имени старого ишува. Дипломатическая активность де Хаана, стремившегося нарушить планы сионистов и помешать им создать еврейское светское государство, вызвала гнев.

Дело в том, что европейские и арабские политики понятия не имели о наличии у евреев консервативного религиозного анти-сионисткого течения (впрочем, иногда сочетавшего этот своеобразный консерватизм с социалистическими или правозащитными идеями). Они не знали, что среди евреев существует достаточно массовое негативное отношение к сионизму. Кроме того, прежде они полагали, что сионисты представляют всю еврейскую общину из числа живущих в Палестине.

И тут на тебе, пожалуйста, появляется еврейский интеллектуал, писатель и политик, европейски образованный человек, вхожий в высшей свет, знакомый с дипломатией, политический публицист и юрист, который открывает им глаза на то, что это мягко говоря не так.

В ночь с 30 июня на 1 июля 1924 года Якоб Исроэль де Хаан был застрелен. Его убийцей стал боевик сионистов Авраам Техоми, но скорее всего де Хаан был убит по приказу верхушки сионистского движения.

Российско-израильский публицист Артем Кирпиченок писал об этом так: «Частью истории Израиля является не только конфликт между израильтянами и палестинцами, но и многочисленные акты насилия израильтян по отношению друг к другу. Еще в 1924 г. жертвой первого политического убийства в Палестине XX в. стал Якоб де Хаан, ортодоксальный еврей, получивший пулю на ступенях синагоги за свои антисионистские взгляды. В 1933 г. в Тель-Авиве неизвестными был застрелен Хаим Арлозоров, один из вождей левого крыла сионистского движения, лидер и организатор еврейского профсоюза. А в 1995 г. правым террористом Игалем Амиром был убит премьер-министр Израиля Ицхак Рабин».

Интересно, что де Хаан был знаком с Леопольдом Вайсом, внуком черновицкого раввина, который позднее примет ислам и станет… одним из отцов основателей Пакистана. Шломо Кроль, израильский публицист, указывает на то, что «Леопольд Вайс отправился в Трансиорданию вместе с де Хааном, а тот поехал туда по поручению р. Зонненфельда, чтобы обсудить арабско-еврейские отношения и объяснить эмиру разницу между сионистами и ультра-ортодоксами. Встреча с Абдаллой, экзотика Иерусалима и Ближнего Востока произвели на Вайса столь сильное впечатление, что он вскоре перешел в ислам и принял имя Мухаммад Асад. Позже он стал одним из лидеров движения за независимость мусульман Индостана, одним из ближайших соратников „духовных отцов“ Пакистана Мухаммада Икбаля и Мухаммада Али Джинны, а еще — послом Пакистана в ООН».

Любопытные, надо сказать, поэты были в Нидерландах в 20-м столетии. Де Хаан — это фигура, изучение которой потянет на серию книг и диссертаций, пару романов и сериал.
Другим, известнейшим, возможно крупнейшим лирическим поэтом Нидерландов был Герман Гортер — один из лидеров ультра-радикального политического течения в Германии и Нидерландах — коммунизма рабочих советов (рэтекоммунизма). Он выступал «за власть рабочих собраний и советов, а не партий» в ходе немецкой революции и яростно спорил об этом с Лениным; параллельно Гортер, этот суровый революционер, писал тонкие лирические стихи… Но это уже совсем другая история.

Якоб Исроэль де Хаан был весьма своеобразным человеком; у него странным образом сочетались самые разнообразные идеи и навыки — ортодоксальный иудаизм, социал-демократический марксизм, дипломатические способности, любовь к Востоку, литературное творчество, изучение и преподавание права, поэзия… Его личная история и трагическая судьба демонстрирует многогранность и сложность человеческой натуры.