Непраздничный разговор о ВВС США в День воздушного флота России - Стройсайт

Непраздничный разговор о ВВС США в День воздушного флота России

Непраздничный разговор о ВВС США в День воздушного флота России

В России День Воздушного Флота отмечается в третье воскресенье августа и в 2023 году он выпадает на 20 августа. А вообще летчики народ непростой и отмечают свой профессиональный праздник всю неделю, начиная с 12 числа, когда по календарю День ВВС. А бывших военных летчиков не бывает, даже если они, например, переучились на управление пассажирскими лайнерами или перешли на административную работу.

А ведь есть еще 18 августа, Советский День авиации. Кстати, на Украине этот праздник перенесли у себя на 26 августа. Так что наши военные летчики, участвующие в спецоперации, вполне могут и его отметить пораженными целями — хоть в воздухе, хоть на земле.

Генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов считает, что по большей части на постсоветском пространстве летчики и говорят, и думают по-прежнему по-русски, поскольку многим словам нет замены:

— Точно так же, как слово «спутник» известно во всем мире. Вот, например, когда наши летчики перегоняли самолеты в Африку, в Египет или еще куда-то, то на наших советских, или уже российских самолетах рядом с техническими надписями или шильдиками на русском языке ставились английские переводы или на том языке, на котором хотела принимающая технику сторона, на их родном, дополнительно.

Считаю, что рано или поздно здравый смысл должен возобладать. Как бы американцы ни хотели поставить нас на колени, разум у них чаще всего превалирует над политическими амбициями. Они думают о себе и делают это как в шахматах, соображая не на ход вперед, когда игрок подставляет под удар пешку-незалежку под удар ферзя, а на три-пять шагов. И нам нужно думать о будущем.

«СП»: В скандинавской мифологии есть такой персонаж, бог-обманщик Локи, так вот американцы многое от него себе на вооружение взяли.

— И нам нужно помнить, что мы имеем дело с достойным противником. В нынешней по сути дуэльной ситуации, они нас, конечно, унижают на словах, но это делают политики и журналисты, им это важно для их рейтинга среди населения и избирателей — сказануть лучше, бойче и красивше, унизить больше на словах. А среди профессионалов фактически ничего этого нет.

Я раньше много раз бывал в командировках в Америке — и на Аляске, и в центральной части, и на западе этой страны, на мысе Канаверал, в их Центре подготовки астронавтов NASA. Бывал и в Канаде на совместных учениях.

Отношение к нам военных нашего уровня генералов, полковников, майоров до такой степени адекватное, что мы друг друга понимали с полуслова. Это сейчас может, быть звучит аполитично, но это так и было. Они нас признавали за равных и с очень большим уважением и вниманием относились к нам.

Так было и в Великую Отечественную, когда они помогали нам. Когда я бывал на Аляске, мне показали много памятников советским летчикам, перегонявшим технику, поставляемую в СССР по ленд-лизу. Там встречались и наши, и американские летчики. Это происходило на границе двух наших стран, а через пролив, на Магадан американцы летали редко, в основном наши.

«СП»: Но тогдашний ленд-лиз не был бесплатной помощью Америки, союзника в борьбе с фашистами. За него пришлось расплачиваться полвека. И что интересно, как только мы расплатились по этим догам, отношения начали портится. А сейчас американцы предложили такой же вариант Украине.

— Как бы то ни было, мне было приятно убедится, что простые американцы помнят эту часть нашей общей истории. И это молодые люди, которые меня специально подвозили к памятникам, мы возлагали цветы, отдавали воинскую честь предкам. Там сохранились несколько старых аэродромов, где уже не приземляются военные самолеты, но они используются для местной авиации общего назначения, для частного сектора.

Это все есть, и вытравить это политикам не удается. Народ многое помнит и понимает. А ведь политики во время конфликтов подставляют лоб этого самого народа под удар. Сами они не воюют. Не берут в руки автомат, не садятся за рычаги танка.

СП": Некоторые, наиболее оголтелые украинские политики отправляются не передовую и даже находят там своей конец.

— Я, с одной стороны, призываю не заниматься шапкозакидательством и по отношению к объединенному Западу, и по отношению к украинцам, и в то же время надо все трезво взвешивать и раскладывать по полочкам и использовать информацию, делать выводы. И идти на контакт, если потребуется.

Да, есть конечно же примеры, когда украинские боевики сдаются в плен целыми отделениями. И раньше это было, и сейчас, когда отправляемые на фронт сразу с мобилизационного пункта хлопцы ничего не умеют. Им дали выстрелить для тренировки три патрона, погрузили в эшелон, не посмотрев даже, попал в мишень или нет, привезли и высадили в поле без прикрытия, без артиллерии и даже без командиров, которые могли бы четко поставить задачу — например, выкопать окопы, пусть бы и не в полный рост, или, например, обеспечить питанием. Им даже этого не дают. А потом, сдавшись нам в плен, они говорят: нам ничего не объяснили, а потом нас накрыло русскими «Градами». Это обычное пушечное мясо.

Но на сдачу в плен всех рассчитывать не приходится. Хорошо, что наш экономический блок правительства начал наконец выполнять требования, о которых говорил наш президент в самом начале спецоперации, и даже не полтора, а еще даже два года тому назад. Владимир Владимирович ставил задачи еще тогда, а они зашевелились только теперь, наконец почувствовали, что жареный петух рядом. Может и клюнуть в одно место.

«СП»: Так есть, о чем задуматься, члены НАТО — Дания и Нидерланды — взялись обучать украинских пилотов, а также вспомогательный персонал по техническому обслуживанию самолетов что, в конечном итоге, должно позволить Украине получить F-16 для использования против России. Интересно, что коалиция 11 стран начнет обучение украинских пилотов полетам на истребителях F-16 в августе в Дании, а учебный центр будет создан в Румынии, сообщили официальные лица во вторник в кулуарах Саммит НАТО в Литве. Но все эти страны пока смогут обучить всего шесть пилотов. Чуть ли не по пол-пилота на страну?

— Когда мы экспортировали свои самолеты, управление машинами было нами как бы адаптировано под язык местного населения. И это очень правильно. И документы мы переводили переписывали, переделывали так, как удобно пользователям нашей техники, так как удобно им и это очень значимый показатель.

Я уже говорил, что психофизиологию человека отбрасывать нельзя. Это повлияет на уровень подготовки человека, на его работу. А ведь управление самолетом требует очень сложного понимания трехмерного пространства. Это очень сложная система: «летчик, воздушное судно и среда». Поэтому я думаю, не случайно наши американские коллеги пообещали, что подготовят украинских летчиков за полгода, а за год-полтора — молодых, неопытных.

Иначе процентов двадцать пять хотя и переученных, отлетанных на полигонах — будут просто как летающие мишени, попав в ситуацию, когда сложная обстановка, когда напряжение возникает очень большое. Мы же все люди, и летчики тоже, хотя они и специально отобранные, особенные. Но в мирное время есть из кого и как отбирать — можно подходить дифференцированно. А вот когда период боевых действий, то уже выбирают «из того, что было», как в той песне. Вот и сейчас на Украине лепят своих летчиков из чего ни попадя, что у них под рукой, из того и лепят.

Это все прекрасно понимают американцы и те западные страны, которые могут военную технику, я говорю об F-16, нашим соседям предоставить. Но ведь необученные летчики — это будет антиреклама для этих самолетов. А F-16 — это ведь пока брендовый самолет, известный во всем мире. Они его так позиционируют и правильно делают, он действительно неплох. Неспроста же из военных машин этой марки выпущено больше всего в этом классе истребителей.

«СП»: По имеющейся информации выпущено три тысячи штук.

— И даже более, если брать первые малые серии. А еще этот самолет до сих пор стоит на конвейере — его выпускают для стран третьего мира. Ведь соотношение цены и качества у него соответствующее запросам и потребностям тех стран.

И вот представьте, мы их здесь, на полях сражений спецоперации начнем пачками валить нашими ракетными системами ПВО, и вообще всеми силами и средствами. А у нас все-таки зенитно-ракетный комплекс С-300 находится в поле.

«СП»: И по всей видимости он как раз «заточен» на такого рода самолеты…

— Совершенно верно. И американцам будет неудобно, все задумаются: покупать ли этот самолет? Поэтому американцы попали в ситуацию, когда «и хочется, и колется». Они и хотят проверить свои самолеты в условиях реального боя, но и понимают, что это может с ними сыграть злую шутку на будущее. Ведь спецоперация на Украине рано или поздно закончится нашей победой, а эффект на будущее останется.

«СП»: Не случайно президент Джо Байден долго сомневался, посылать или нет F-16 на Украину…

— У американцев и так тянется шлейф проблем в области их военной авиации. Вот, например, F-35 оказался самым дорогим истребителем в мире. А по эффективности и по маневренности он уступает самолетам чуть ли не третьего поколения. А все потому, что человек не может справиться с этой машиной. Пилот не вписывается в контур управления. Конструкторы там такого понатворили! Технически-то это все можно сделать, железо все стерпит, а живой человек — не выдерживает.

И получается, что человека подстраивают под машину, а не наоборот, машину под человека. Это сейчас вообще в мировой авиации проблема номер один.

А для Америки сейчас экономика важнее всего. Экономика там постепенно становится на ноги, пройдет еще пару лет, и рецессия закончится, так всегда бывало. Развал и проблемы уйдут на второй план, как только на полную силу заработает их военно-промышленный комплекс. Это так, хотим мы того или нет. И в Америке многие это прекрасно понимают. Всегда лучше заработать, чем потерять.