Отец русской авиации набирался опыта на броненосцах и эсминцах - Стройсайт

Отец русской авиации набирался опыта на броненосцах и эсминцах

Отец русской авиации набирался опыта на броненосцах и эсминцах

Внук Николая I, великий князь Александр Михайлович, стал единственным из семейства Романовых, которого не шельмовали большевики и которого сейчас не славословят монархисты.

Александр Михайлович родился 1 апреля 1866 года в Тифлисе. Его отец великий князь Михаил Николаевич с 1862 по 1881 год был Кавказским наместником.

Сандро, так звали нашего героя почти всю жизнь, вместе с братьями с 7 лет спал на узкой железной кровати с тоненьким матрасом, положенном на деревянные доски. Подъём в 6 часов утра, гимнастика, фехтование, строевая подготовка и даже артиллерийские учения. Во дворе дворца стояла 4-фунтовая пушка образца 1867 года.

В 14 лет кадет морского корпуса Александр Романов по два месяца ходит по Финскому заливу на деревянном корвете «Варяг». Вместе с другими кадетами ходит на яле, гребёт, ставит паруса. И на корвете у него была особая должность — ставить парус на бизань-мачте.

В 1886—1888 годах Сандро на корвете «Рында» совершил кругосветное плавание. Накануне отъезда у него возник роман с 12-летней дочерью Александра III Ксенией. Они пишут друг другу страстные письма, хотя Сандро в городе Нагасаки женился на юной японке. Правда, согласно условиям брачного контракта, брак длился до ухода корабля в Россию.

Отец русской авиации набирался опыта на броненосцах и эсминцах

25 июля 1894 года Сандро женился на Ксении.

А ещё раньше Александр Михайлович купил в Англии 700-тонную яхту «Тамара» и в 1890—1891 годах совершил плавание длиной в 23 тысячи миль — от Кронштадта до Севастополя, от Севастополя — до Индии, оттуда — до Сингапура и обратно.

В конце 1895 года Александр Михайлович составляет докладную записку «О мерах по усилению нашего флота в Тихом океане». Там много дельных мыслей, оправдавшихся позднее прогнозов, но главная идея — несостоятельность морской политики генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича.

В ходе штабной военной игры Александр Михайлович, играя за японцев, наголову разгромил русский флот. Поначалу Николай II поддержал своего двоюродного дядю, но позже испугался шантажа родного дяди Алексея.

7 ноября 1901 года императорским указом из ведения Министерства финансов, возглавляемого С.Ю. Витте, было выделено управление торговым мореплаванием и портами. А великий князь Александр Михайлович был назначен «главноуправляющим» ими с оставлением в должности командира броненосца «Ростислав». Поскольку большую часть дохода управлению приносили порты, в петербургских салонах очень котировался каламбур: «Александр Михайлович снял с Витте порты».

В 1899 году Сандро разработал проект, а инженер В.Д. Скворцов изготовил рабочие чертежи броненосца водоизмещением 14 тысяч тонн с 19-узловой скоростью хода. Вооружение его составляли шестнадцать 203/45-мм пушек в восьми башнях (две — в оконечностях и четыре — по бортам). Кроме того, предусматривалось четыре 152-мм, шестнадцать 75-мм, четырнадцать 47-мм пушек и четыре пулемёта.

Спору нет, броненосец, построенный по проекту Александра Михайловича и Скворцова, стал бы действительно первым в мире дредноутом. И, кстати, по такой схеме — 16 орудий в восьми двухорудийных башнях, две в оконечностях и четыре по бортам — летом 1907 года немцы заложили четыре дредноута типа «Нассау».

Почему же Александр Михайлович выбрал калибр 203 мм? При этом калибре еще возможно ручное заряжание. Дальность стрельбы из 203/45-мм орудий даже при угле возвышения 25° была около 15 км, то есть более чем в два раза превышала дистанцию, на которой, по планам наших адмиралов, должны были вести огонь 305-мм орудия.

Увы, Алексей Александрович отказался от этого проекта. А через 5 лет вся Россия именовала Алексея «князем Цусимским».

В 1903 году Сандро предложил проект глубоководного (9,1 метра глубиной) канала Рига — Херсон.

Крупные морские суда стали бы свободно проходить из Черного моря в Балтийское. Бобруйск, Киев и Екатеринослав должны стать крупными морскими портами.

Любопытно, что в связи с проектом канала Рига — Херсон профессор Альбицкий — известный специалист по водяным турбинам — предложил построить у Днепровских порогов электростанцию и шлюзы для прохода судов.

Через двадцать с небольшим лет большевики реализуют идею Альбицкого и построят Днепрогэс. Ну, а проект канала Рига — Херсон был реанимирован в 2004 году. Евросоюз собрался уже выделять деньги, но потом решили: «Назло мамке уши отморожу», правда, не мамке, а Лукашенко.

2 февраля 1905 года Николай II отправил на Дальний Восток 3-ю Тихоокеанскую эскадру, а через 13 дней началась подготовка 4-й Тихоокеанской эскадры. В неё включили недостроенный броненосец «Слава» и древние суда, находившиеся в ремонте, — броненосец «Александр II», крейсера «Адмирал Корнилов» и «Память Азова», а также десять эсминцев, которые строились на добровольные пожертвования населения. Руководил строительством эсминцев адмирал Александр Романов.

14 мая 1905 года корабли 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр были потоплены в Цусимском проливе. Причём японцы не потеряли ни одного корабля. На следующий день четыре уцелевших броненосца под командованием Небогатова сдались японцам.

А 16 мая вице-адмирал Н.А. Беклемишев поднял флаг на броненосце «Слава» и стал готовить к походу 4-ю эскадру. Увы, «Славу» удалось ввести в строй лишь к августу 1905 года, а «Александр II» — к весне 1911 года.

Строительство эсминцев задерживалось не только из-за революционных событий, но и из-за разгильдяйства Его Императорского Величества. Летом 1905 года Николай II несколько недель тянул с утверждением названий кораблей. А из-за отсутствия названий эсминцы нельзя было включить в состав флота и назначить командиров. Впервые в истории российского флота корабли спускались на воду безымянными. Эсминцы получили названия лишь 5 октября 1905 года.

Тактико-технические задания на эсминцы готовил не Сандро, и они отстали по своим характеристикам лет на двадцать. Дальше такие корабли строить было нецелесообразно, а турбинные эсминцы строить пока не умели. Так что большие суммы от собранных добровольных пожертвований остались бесхозными .

Но нет худа без добра, и Александр Михайлович предложил оставшиеся 2 миллиона рублей потратить на создание воздушного флота. Он писал:

«Следя за поразительными успехами полётов аппаратов тяжелее воздуха, я пришёл к глубокому убеждению, что не в далеком будущем та страна, которая первая будет обладать воздушным флотом, будет непобедима в будущей войне… Горе той стране, которая не готовится к войне, которая не прилагает всех усилий стать сильнее внешних врагов! Нельзя медлить ни минуты…»

Царь был вынужден согласиться.

19 марта 1911 года Александр Михайлович предложил военному министру Сухомлинову проект «Положения о авиационной школе», согласно которому школа должна была состоять из двух частей — в Севастополе и в Гатчине.

Военный министр утвердил Положение, и Александр Михайлович таким образом получил под начальство обе авиационные школы. К апрелю 1912 года в школах состояло 55 самолётов. В 1911-м и 1912 годах было закуплено за границей и построено в России 77 самолётов.

Любопытно, что первые авиационные отряды у нас получили не полевые войска, а сухопутные крепости. Причем Александр Михайлович был горячим сторонником такого решения вопроса. Первые авиационные отряды, позже переименованные в роты, были созданы в Александровской крепости (Варшава), Осовце, Брест-Литовске и других западных крепостях. К августу 1914 года были созданы проекты подземных забетонированных убежищ (капониров) для самолётов, и в ряде крепостей началось их строительство.

Отец русской авиации набирался опыта на броненосцах и эсминцах

До октября 1917 года вся Россия называла Александра Михайловича «отцом русской авиации». Однако в дальнейшем революционный тест на ДНК показал, что отцом авиации оказался профессор Жуковский.

Отец русской авиации набирался опыта на броненосцах и эсминцах

Александр Михайлович был категорически против втягивания России в Первую мировую войну, а после её начала выступал против вмешательства в дела государства императрицы и Распутина. Деятельность свою Сандро не афишировал, и его письма и документы за 1917 год наследники до сих пор хранят в секрете. Можно лишь сказать, что с 1915 года Александр Михайлович перенёс свою ставку в Киев, где собиралось «теневое» правительство, включавшее императрицу-мать, великую княгиню Ольгу Александровну и т. д. А зять Сандро Феликс Юсупов прикончил «старца Григория» в своём дворце на Мойке.

Отец русской авиации набирался опыта на броненосцах и эсминцах

В Киеве Александр Михайлович регулярно встречался с А.М. Терещенко и Н.В. Некрасовым. И уже в начале января 1917 года был в курсе того, что случится в феврале.

В декабре 1918 года на Александр Михайлович британском судне «Форсайт» покинул Ялту и отправился в Париж.

В конце 1932 года он издал свои «Воспоминания», где констатировал:

«Советы вынуждены проводить чисто национальную политику, которая есть не что иное, как многовековая политика, начатая Иваном Грозным, оформленная Петром Великим и достигшая вершины при Николае I: защищать рубежи государства любой ценой и шаг за шагом пробиваться к естественным границам на западе! Сейчас я уверен, что ещё мои сыновья увидят тот день, когда придет конец не только нелепой независимости прибалтийских республик, но и Бессарабия с Польшей будут Россией отвоеваны, а картографам придется немало потрудиться над перечерчиванием границ на Дальнем Востоке».

26 февраля 1933 года Александр Михайлович, брошенный всеми, скончался в городке Ментона на Лазурном Берегу.

Через 7 лет советские танки войдут в Прибалтику и Бессарабию, а ещё через 5 лет — в Харбин и Порт-Артур…