Дальняя авиация: От «Ильи Муромца» до «Белого лебедя» — Стройсайт

Дальняя авиация: От «Ильи Муромца» до «Белого лебедя»

Дальняя авиация: От «Ильи Муромца» до «Белого лебедя»

Этот праздник был учрежден в 1999 году и приурочен ко дню первого полета бомбардировщика «Илья Муромец». А накануне в Центральном Доме кинематографистов в Москве прошел показ фильма режиссера-документалиста Юрия Сальникова «Возвращение Сикорского».

Любопытно, что съемки этой документальной ленты были завершены в СССР и США еще в 1990 году, но проблемы с американским продюсером не дали возможности показать тогда фильм зрителям. И только теперь мы увидели на экране рассказ о нашем великом соотечественнике, создателе легендарного «Ильи Муромца» Игоре Ивановиче Сикорском.

Премьера фильма и очередная дата Дня Дальней авиации напомнили мне о незабываемых встречах с сыном выдающегося авиаконструктора ХХ века Николаем Игоревичем Сикорским. К сожалению, Николай Игоревич скончался в январе прошлого года. Ему было 95 лет.

Каждый его прилет из Америки в Россию неизменно дарил мне и моим друзьям не только заряд бодрости и энергии, но самое главное — праздник великого человеческого общения. Сын «русского американца» Игоря Сикорского Николай Игоревич сам по себе личность немалого масштаба.

Кем, по-вашему мнению, должен был стать крестник самого С. Рахманинова? Конечно же, он стал музыкантом, известным скрипачом. Хотя мог быть известным инженером, юристом, компьютерщиком. К слову, этими профессиями успешно овладели его три родных брата. В семье Сикорских всегда царил дух образованности и просвещения. В США Игорь Иванович не только конструировал вертолеты, но и занимался математикой, астрономией, философией, богословием, возглавлял Пушкинское и Толстовское общества. Несмотря на вынужденную эмиграцию, Сикорские никогда не забывали о своих корнях. Отец не раз говорил сыновьям: вы еще будете гордиться тем, что в ваших жилах течет русская кровь.

Николай Игоревич, американец по месту рождения, по духу своему был истинным россиянином, настоящим патриотом России. Несмотря на тяжесть прожитых лет, по первому зову прилетал в нашу страну, без устали носился по городам и весям, посещал музеи и монастыри, встречался с соотечественниками. Честно признаюсь, несмотря на свой, тогда еще не пенсионный возраст, я не всегда поспевал за Николаем Игоревичем.

Одна лишь наша встреча. Долгий перелет из Нью-Йорка в Москву. Поздно вечером заселяемся в гостиницу, пора отдохнуть, а он просит показать Красную площадь. На следующий день переезд в Кисловодск на празднование юбилея театра-музея «Благодать». Оттуда уезжаем в Санкт-Петербург и город Муром.

Затем участие в открытии кинофестиваля в Москве в Доме русского зарубежья. А еще был полет на авиабазу в Саратовскую область и встреча с боевым кораблем — ракетоносцем «Илья Муромец». Именно это имя Игорь Иванович Сикорский присвоил своему детищу — первому в мире многомоторному бомбардировщику.

«Хочу привести пример из жизни моего отца, — делился воспоминаниями он. — В возрасте 11 лет, т.е. за три года до первого успешного зарегистрированного полета, совершенного братьями Райт на аппарате со слабым двигателем, отец уже видел во сне с подробностями свой полет, который он совершил наяву в 1913 году в гигантском четырехмоторном металлическом самолете, который сам же сконструировал. На этом самолете с роскошно украшенным деревом интерьером, мягкой голубой подсветкой, и устеленным широким ковром коридором, идущим вдоль элегантных кабин».

Дальняя авиация: От «Ильи Муромца» до «Белого лебедя»

В ноябре 1913 года в Санкт-Петербурге на Корпусном аэродроме был собран бомбардировщик «Илья Муромец». 10 декабря (23 — по новому стилю) гигант-самолет совершил первый пробный полет по прямой в пределах летного поля. В этот день в основном подтвердились расчетные данные машины. Игорь Иванович был несказанно рад такому результату. А уже через два дня он установил мировой рекорд, подняв самолет в воздух с десятью пассажирами на борту.

Общая масса полезной нагрузки по тем временам умопомрачительная — 1100 килограммов! Потом рекорды посыпались как из рога изобилия. В феврале 1914 года на борту «Ильи Муромца» находилось уже 16 человек, которые прихватили с собой еще и аэродромного пса по кличке Шкалик. Итого — 1290 (!) килограммов полезной нагрузки. В ходе полетов И. Сикорский продолжал вносить конструктивные изменения в многомоторный гигант. Вскоре «Илья Муромец» и впрямь стал творить чудеса в небе. Так, в ходе полетов последовательно останавливались один, два и даже три двигателя. Самолет продолжал уверенно планировать над аэродромом. Члены экипажа выходили на крыло, перемещались от двигателя к двигателю, что никоим образом не нарушало устойчивость машины.

«Отец довольно часто ссылался на интуицию, принимая правильные и безошибочные решения, которые касались вопросов жизни и смерти. Эти решения были результатом как бы «заведомого знания» или «чувства», которые помогали сделать правильный выбор в соответствии с законами и принципами аэродинамики, которые в тот период времени не были еще знакомы ни ему, ни кому-либо другому.

Этот опыт позволил Игорю Ивановичу сделать два вывода. Во-первых, интуиция является ценнейшей способностью человека и, во-вторых, она, похоже, существует за пределами объективного материального восприятия и знания".

Дальняя авиация: От «Ильи Муромца» до «Белого лебедя»

Самое удивительное. Во время посещения авиабазы дальней авиации в Энгельсе выяснилось, что первый полет уже современного стратегического бомбардировщика Ту-160 также состоялся зимой, но уже через 68 лет, в декабре 1981 года. В 1984 году в небо поднялся самолет, имеющий полный комплект оборудования серийного бомбардировщика. Так началась эксплуатация стратегического ракетоносца Ту-160.

Высокие характеристики этой машины подтверждены более чем 40 мировыми рекордами. В частности, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 километров с полезной нагрузкой 30 тонн был выполнен со средней скоростью 1720 километров в час. В полете на расстояние 2000 километров со взлетной массой 275 тонн достигнута средняя скорость 1678 километров в час и высота 11250 метров. Нынешний «Илья Муромец» и его «собратья» — одни из самых мощных боевых самолетов в мире.

«Отец постоянно размышлял над проблемами мирозданья. Да, он знал сотни математических формул, представлял скорость света, но при этом оставался глубоко верующим православным человеком. Он не просто слепо верил в Бога, Всевышний всегда был для него жизненным ориентиром. Когда вы идете по лесу и не видите солнца, то можете заблудиться, но если у вас есть компас, он подскажет верное направление. Вера — своеобразная путеводная звезда».

У самолетов, как и у людей, складывается своя жизнь. У каждой машины своя судьба — единственная и неповторимая. «Илья Муромец» 1913 года рождения стал основой формирования эскадры российских боевых воздушных кораблей, достойно сражавшихся на фронтах Первой мировой войны. Неувядаемой славой покрыли себя дальники в годы Великой Отечественной войны. Современный «Илья Муромец» со товарищи решает нынешние стратегические задачи. Эти абсолютно разные, не похожие друг на друга чудо-машины ХХ века роднит одно — стоя на защите Отечества, они всегда оправдывали и продолжают оправдывать свое богатырское имя, имя святого Ильи Муромца.