Французский фокус с «Рено»: Поматросили и бросили — Стройсайт

Французский фокус с «Рено»: Поматросили и бросили

Французский фокус с «Рено»: Поматросили и бросили

Имели ли право иностранные производители, создавшие в РФ крупные сети официальных дилеров (ОД), просто так всё бросить и уйти из нашей страны? Юристы считают, что нет. У каждой из сторон в этом бизнес-процессе есть свои обязательства, российские компании их не нарушили. Напротив, зарубежные автоконцерны просто на всё наплевали. Правда на нашей стороне, вот только толку от этого ноль — даже в том случае, если все суды примут такое решение, денег ОД не видать, как своих ушей.

«2 мая 2023 года группа российских дилеров Renault направила в адрес Renault Франция на имя президента Renault Жан-Доминика Сенара предложение заключить соглашение о компенсации российским дилерам убытков в размере 8,5 млрд. рублей, понесенных в результате ухода бренда Renault с российского рынка. Это уже вторая попытка прийти к соглашению о компенсации в досудебном порядке.

В размер обозначенной суммы компенсации входят: стоимость приобретения/аренды недвижимости для дилерских центров, стоимость внутренней и внешней реконструкции под стандарты Renault, закупки, обучение персонала, кредиты, полученные специально для развития дилерской сети Renault, а также упущенная выгода: от продажи новых и подержанных автомобилей, затраты, связанные с отсутствием поддержки производителя (гарантия, жалобы потребителей на заводской брак и т. п.)", — говорится в заявлении ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).

Собственно, всё по делу. Для того, чтобы торговать автомобилями Renault — как это хотели французы! — российские предприниматели строили дилерские комплексы с шоурумами и СТО, покупали оборудование и прочие активы. Нанимался персонал, в том числе высокооплачиваемые механики, тратились огромные деньги на рекламу, на создание сайтов, и т. д., и т. п. К тому же частенько всё это делалось в кредит, под такие проекты банки охотно давали ссуды. Ведь у Renault были самые серьёзные планы на наш рынок.

А сейчас всё это повисло мёртвым грузом и приносит огромные убытки. Продаж нет, но нужно перечислять «коммуналку» и прочие платежи за огромные здания, выдавать людям зарплаты, да ещё и выполнять свои обязательства по гарантийному обслуживанию автомобилей. Французы это вроде как обещали компенсировать, но обещать — не значит жениться. Пока за всё отдуваются ОД.

«Буквально за месяц до СВО мы купили тестю новенький Renault Logan, в салоне ОД. Успели, это хорошо. Плохо то, что машина сломалась несмотря на то, что он на ней практически не ездил. Сперва четвёртая передача стала втыкаться туго, а потом и вовсе перестала. Остальные работают нормально. Машина на гарантии, звоним ОД. За диагностику нужно заплатить 4500 рублей, потом, если случай признают гарантийным, деньги типа вернут. Допустим. А что по срокам? Менеджер не в курсе.

Удалось поговорить с человеком с ихней СТО и тот признался, что на складе почти пусто — запчастей, считай, нет. Как он объяснил, на ту же МКПП для Logan что-то там они два месяца ждали. Приехало, но тут, по сего словам, считай, повезло. А потом и вовсе сказал, что если машина нужна на ходу в разумные сроки, то лучше купить на «Авито» эту самую МКПП и самому поменять. Ну, хотя бы честно", — рассказывает один автовладелец.

Такая вот гарантия… Французы вроде как что-то поставляют своим теперь уже бывшим ОД, то есть как-то выполняют свои обязательства. Но в каком объёме и как?

«Мы ожидали, что будут поставки запчастей в полном объеме, но они таковыми не оказались. На сегодня около половины решающего списка запасных частей в статусе „наличие на складе“ просто нет. Ситуация оказалась совсем иная, нежели та, которую ожидали. Поэтому мы поняли, что ждать больше нельзя, нужно начинать переговоры. И если они не завершатся успехом, то судиться. Начинаем действовать! В любом случае обратимся и к другим брендам. Мы уже написали письма, сейчас не буду говорить, какие это бренды, потому что сначала хотим мирно провести переговоры», — объясняет председатель совета директоров ГК «БН-Моторс» Алексей Подщеколдин.

Да, совершенно логично, все остальные ничуть не лучше, чем Renault. А кто-то и хуже. Но ситуация полностью аналогичная, народ «попал» на очень большие деньги. С весьма туманными перспективами их отсудить.

Даже в нашей стране, не говоря уже про всякий там «международный арбитраж», все эти Гаагские и прочие суды всегда были на стороне «общечеловеков», поэтому про них и вспоминать не стоит. Однако и в РФ ситуация ненамного лучше, так как «ущемлять» западников в нашей стране как-то не принято. История с противостоянием «ГАЗа» и Volkswagen AG — наглядное тому подтверждение.

К алюминиевому олигарху никаких симпатий нет, но в данном случае принадлежащее ему предприятие, действительно, понесло убытки по вине немцев. Однако суд почему-то снял арест с активов VAG. Сейчас подан ещё один иск, война продолжается, но её исход уже не так очевиден. Судя по всему, у европейцев нашлись «сочувствующие» в РФ, которые им помогают.

С Renault всё значительно сложней. Даже если суд и будет выигран, взять с французов банально нечего. Свои сборочные мощности в Москве они как бы продали российским властям, правда, с возможностью (опционом) возможного выкупа. Наложить арест на этот опцион? Даже если это и возможно с правовой точки зрения, в деньгах оно ничего не даст. Да и вряд ли столичная мэрия захочет в этом участвовать, окончательно рвать отношения с месье им в принципе неразумно. В данном случае столица не при делах.

Итак, активов в Renault в РФ нет, а на решения судов — даже, в гипотетическо-фантастическом случае, международных — они банально «положат». И что дальше? А ничего. Могут ещё и поставки запчастей прекратить, совсем. Скорее всего, вскоре так и случится, ведь конфликт уже начался. Бывшие ОД теперь враги, значит, им ничего не положено. Пусть сами разбираются со своими клиентами.

Клиентов, судя по всему, тоже пошлют. Так сказать, по индукции. Иных вариантов у бывших ОД нет, причём это касается не только отдельно взятого французского бренда. По известному короткому простонародному адресу со своей гарантией и прочими запросами отправятся все покупатели новых авто, которые приобрели их в «официальных» автосалонах.

Как несложно догадаться, наши доблестные чиновники займут созерцательную позицию, даже не станут писать слёзную челобитную в ООН. Не маленькие — потерпят! Хотя призвать автоконцерны к порядку проще простого. Достаточно просто «заблокировать» российские активы иностранцев, не важно каких. И на фоне поднявшегося шухера у многих мозги встанут на место.

Однако мы наблюдаем прямо противоположное — на фоне ущемления интересов российских граждан, компаний и страны в целом западники вовсю выводят средства из РФ.

«За год иностранными инвесторами из страны было выведено почти $320 млрд! Правительственная подкомиссия получила полномочия по выдаче разрешений на продажу активов нерезидентов в виде прямых и портфельных инвестиций. Но, помимо этого она получила право разрешать отдельным иностранным инвесторам конвертировать рублевые средства в иностранную валюту и выводить за пределы России. Фактически за вывеской „правительственная подкомиссия“ скрывается Минфин», — возмущается доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.

В такой ситуации стоит полагаться только на собственные силы. В случае с автомобилями про гарантию, судя по всему, придётся забыть. Ровно, как и про «фирменное» обслуживание. Просто искать хорошую СТО, обслуживаться там и беречь свою машину. А бывшим ОД объявить бойкот. Да, им сейчас непросто, но это ещё не повод обирать граждан.

«Дилерские автосервисы стали уходить на второй план. Самая главная проблема для них состоит в том, что прекратился приток «оригинальных» запчастей, а это было основным плюсом ОД. Человеку ничего не надо искать, всё есть — «оригинальное» масло, «оригинальные» детали. Даже если они и дороже. Сейчас «оригинальных» запчастей практически нет, и в дилерские сервисы ездить стало гораздо меньше резона, так как цены там выше.

Кроме того, очень много информации, что в дилерских сервисах стали обманывать. Люди встречались с ситуацией, когда им говорят, что надо произвести ремонт на очень большую сумму, а потом оказывалось, что таких проблем не было и все это решалось мелким ремонтом за вполне умеренные деньги. Всё это сильно подорвало доверие к ОД, сейчас оттуда большой отток и кадров, и клиентов. Приток в маленькие автосервисы, наоборот, возрос", — объясняет генеральный директор сервиса ДЭКС Андрей Лемигов.