Мытари, власть и народ: Стала ли Москва «третьим Римом» — Стройсайт

Мытари, власть и народ: Стала ли Москва «третьим Римом»

Мытари, власть и народ: Стала ли Москва «третьим Римом»

«Но ведь есть же ЗАКОН!!!» — говорят они мне, провоцируя воспоминания разных, забавных случаев. Вроде пресловутого «долга Януковича».

Так, в соответствии с действующим на 2013 год российским законодательством, Фонд национального благосостояния РФ мог инвестировать за рубежом только в иностранные государственные облигации самого высокого рейтинга (ААА). Рейтинг Украины на тот момент был аж на пять (!) позиций меньше (B-).

Поэтому 23 декабря 2013 года, за день до выпуска украинских облигаций, правительство России приняло экстренное постановление, которое позволило «вкладываться» в рискованные бумаги других стран «на основании отдельных правительственных постановлений». И сразу же появилось еще одно постановление, разрешавшее инвестировать в «украинские еврооблигации».

Конечно, никто не ожидал, что потом всё так обернётся. Конечно, на фоне нынешних потерь — те $3 млрд из ФНБ РФ (а он всё-таки общий, а не личный) уже кажутся пустяковой «мелочью». Но ведь «БЫЛ ЖЕ ЗАКОН»!

«В 2000 году в России было 29% бедного населения, а в 2023 году — менее 10% (Росстат)», — говорят они мне, побуждая не только доверять, но и проверять. Так, в 2000 году прожиточный минимум составлял 49,7% от средних доходов людей, в начале 2023 — 32%. Если подойти к сегодняшней ситуации со стандартами 2000 года, то «минимум» должен быть не 14.375 рублей в месяц, а 22.352 рублей — в 1,5 раза выше.

Проще говоря, они просто опустили «черту бедности» и количество бедных сразу уменьшилось. Сколько людей в России сегодня живет хуже этой «черты» — красной линии (в 22.352 рубля)? Можно грубо оценить это число по итогам 2022 года в 28% населения, акцентирую, в 2000 доля таковых — 29%.

То есть от чего уходили, к тому и пришли, несмотря на все прошедшие годы, «нефтедоллары», «рост ВВП» и т. д., и т. п. Государство наказывает граждан, когда они прячут от него налоги, но как быть, если налоги от граждан скрывает государство? Я не говорю, что «украли», я спрашиваю: «Где оно всё?»

В фундаменте нынешнего законодательства РФ лежат многие «кирпичики» римского права, поэтому иногда не лишне вспомнить «предания старины глубокой». Особенно, при теме «уважения к власти».

Закон об «оскорблении величия римского народа» понадобился в эпоху республиканской конкуренции, гражданских войн и был направлен на защиту, прежде всего, общности в противовес отдельным личностям.

Он являлся «всеохватным», карая тех, кто «причинил ущерб войску и гражданскому единству». Аналогию можно найти в соответствующих статьях УК — шпионаж, мятеж, государственная измена, массовые беспорядки. НО!

Осуждались исключительно поступки и деяния, «слова наказания не влекли», а сам «дух закона» подразумевал «охранительство» граждан от дурного управления. Или, кто-нибудь сомневается, что дурное управление умаляет (оскорбляет) величие народа?

Подмена понятий происходила постепенно, достигнув апогея при Тиберии (наследник Августа с 14 года н.э.). Формально тот был ещё принцепсом (первым, среди равных) и мог присвоить звание «императора» отличившемуся военачальнику (тогда «император» просто высший воинский титул). Начинал Тиберий с декларации: «Я император для солдат и первый среди равных — для остальных».

Однако уже в 15 году на прямой вопрос претора, нужно ли наказывать за личное оскорбление Принцепса как за государственное преступление, Тиберий поддержал применение закона «О величии» в отношении себя, любимого. Акцентирую — оскорбление «не величия Римского народа», а конкретного правителя.

Кстати, «величество» есть калька с латинского maiestas — прежде почётное обращение к Богу или Государству. Всё тот же Тиберий приказал употреблять данное слово и по отношению к верховным правителям (maiestas principis, буквально «великий правитель»).

Российское законодательство в части «оскорбления власти», особенно в правоприменительной практике — это точно не путаница «государственного величия» с «вашим величеством»? Между прочим, именно при Тиберии римский Сенат современники стали называть «раболепным».